Я ратую и всех мам призываю к выполнению дел по хозяйству вместе с детьми. Именно не при детях, а вместе с ними. Хотя тут надо оговориться – речь о неработающих мамах и маленьких детях младенческого и ясельного возраста (от 0 до 3 лет) . Хотя возможно, что работающие мамы и мамы более старших детей найдут что-то полезное для себя.
Когда у нас нет детей главная цель нашего пребывания на кухне – приготовить обед, т.е. получить конечный результат, ароматно булькающий в кастрюльке. Всё остальное, что мы можем при этом делать – смотреть телик, слушать музыку, читать, общаться - фон, побочный эффект, дополнительная цель или вовсе препятствие. И поскольку у нас есть чёткая финальная цель, мы стремимся именно её выполнить наиболее быстро, эффективно и комфортно.
Если мы оставляем тот же подход и тогда, когда у нас появляются дети, присутствие ребенка на кухне и необходимость его занять, развлечь, отвлечь, пообщаться с ним автоматически вписывается в разряд помех выполнению основной цели. В результате мамы-хозяйки или раздражаются на себя/ребенка/еду/мужа который придёт домой и захочет есть, или суетятся и ничего толком не успевают, потратив массу психической и физической энергии, или же вообще отказываются от идеи готовки при бодрствующем ребенке оставляя эту заботу на время его сна.
Я же полагаю раздражение и суету лишними, а время детского сна – священным и неприкосновенным временем отдыха мамы. По сему вот он основной постулат, вы наверно уже сами догадались какой =) Главный принцип готовки и уборки с детьми – поменять местами главную цель и побочную. Входя на кухню и обдумывая, чем вы сейчас будете заниматься, настройте себя на то, что основная цель – общение, развитие, обучение и игра с ребенком, а готовка это просто фон, инструмент достижения этой цели, способ совместить главную вашу теперешнюю деятельность (материнство) с второстепенной (ведением хозяйства). (Я надеюсь ни у кого не возникает сомнений, что вырастить здорового, умного, психически целостного человека важнее, чем иметь сию секунду некий уровень чистоты и уюта в доме?)
Да, возможно по началу перестроится будет не легко, вы будете соскакивать на старую, привычную модель расстановки приоритетов, возможно вас будет раздражать как медленно происходит непосредственно сама готовка или уборка. Тренируйтесь, приучайте себя к перемене целей, напоминайте себе о ваших приоритетах. Можно даже написать себе какой-то девиз и повесить на видном месте, что бы не забывать вспомнить основную идею – общаемся с ребеном и готовим, а не готовим и отвлекаем ребенка.
Без смены образа мысли никакие конкретные советы не помогут, по этому я должна была вам это сказать. Хотя возможно вы и сами это знали – тогда вам зачет =)
Второй важный момент, прежде чем перейти от теории к практике – стереотипные представления о гигиене и их уместность. Да, ребенок, готовя или убираясь с вами испачкается сам, испачкает свою одежду и пространство вокруг, что-нибудь пролёт или рассыплет. Что в этом страшного? Вообще-то ничего. Вы всё это потом уберёте точно так же как и готовили - вместе с ним. Потом вместе отсортируете одежду и положите в стирку, потом дадите ему тёплого молока и уложите в постель, а сами займётесь чтением, хобби или общением с мужем, потому что во время детского сна вам не придётся заниматься домашней работой.
Беспокоится о лишней уборке или стирке можно было бы если вместо этого, после варки борща вы бы могли сесть с книжкой в кресло, а так вам приходится ещё с тряпкой по полу возиться. Но у вас же ясельный малыш, после приготовления обеда вам всё равно не посидеть за пяльцами, как ни крути придётся и дальше развлекать ребенка, играть с ним, заниматься развивалками и т.п. Так что терять вам уже нечего, расслабьтесь =)
Итак, уложив в голове главный, основополагающий принцип – цель ребенок, а не борщ и отказавшись напрягаться из-за возможного лишнего беспорядка, можно переходить и к практической части.
Хозяйство с малышем до полугода. Возраст не помеха.
Речь пойдёт о детях, которые ещё не умеют ползать. Не думайте, что ваш ребенок ещё слишком мал для совместных дел по хозяйству. Даже самого маленького кроху, лежащего в шезлонге можно развлечь кухонными делами. Чем луковица или картофелина хуже дорогой игрушки от «Тинни-Лав»? При маме, нацеленной на ребенка – ничем не хуже. Рассказывайте и показывайте малышу всё, что делаете. Именно показывайте и рассказывайте ему, а не между делом через плечё. А это значит устройтесь на кухне с ребенком так, что бы в первую вами ему ему было удобно играть вот в эти замечательные игрушки. Поставьте шезлонг прямо на стол, за которым готовите или на стул рядом, если габариты позволяют это сделать безопасно. Продумайте размещение на вашей кухне так, что б вам было удобно общаться с малышом. Возможно придётся изменить некоторые привычки, например готовить не за рабочей поверхностью кухонной мебели, а за обеденным столом. Если вам удобно воспользуйтесь слингом, если нет - шезлонгом.
Показывайте и рассказывайте что делаете. Лучше не увлекаться сложными объяснениями, а больше внимания уделять интонации, эмоциональным восклицаниям и паузам – вы не должны говорить безумолку, ребенку надо дать время что-то уложить в голове, запомнить, обратить внимание. Сплошная безумолчная речь действует на мозг совсем иначе, чем обращенная предметная речь с выразительными паузами, даже с чисто физиологической точки зрения. Первая как бы гипнотизирует, рассеивает внимание, вторая – стимулирует самостоятельное мышление. По этому используйте паузы в логичных, выразительных местах. «Гляди-ка, я режу морковку ножом и из одной морковки получилось две!» и говоря это покажите ему и процесс и результат, дайте в ручки половинки морковки, а тем временем порежьте другую.
Дайте ребенку потрогать и познакомится со всеми продуктами (если у него нет специфических аллергий, разумеется) и с инструментами, которыми вы работаете. Если он попробует что-то съесть не страшно, он не съест столько что б навредить своей диете, а если съест значит эта диета ему уже не нужна – у него уже есть зубы и он умеет жевать, он уже дорос до «человеческой» пищи. Дайте ему какие-то из рабочих инструментов, а другие покажите сами: «Какой у мамы острый нож!» скажете вы и потрогаете пальчиком ребенка кончик ножа – «Видишь как остро, колется! Осторожно!» А ложечкой он может и поиграть. И между делом режете, чистите, моете, смешиваете.
Уборка более скучный для такого маленького ребенка процесс, особенно если вы нацелились вымыть за один приём пол во всей квартире. Принять участие в этом малыш не сможет, а наблюдать одно и то же ему будет скучно. Что бы сделать уборку с ребенком комфортной легче использовать слинг или кенгурушку, тогда малыш будет больше вовлечен в процесс. Если эти приспособления вы не можете взять на вооружение – перемещайте ребенка за собой в шезлонге или на коврике. (Но упаси вас боги класть при этом ребенка на кровать или диван! Только на пол, в манеж, в специальный шезлонг, слинг или носить на руках).
Дробите крупные уборочные дела на части, что б ребенок не успевал заскучать. Ориентируйтесь по его настроению, а не по плану уборки, когда чего и сколько должно быть сделано. Заранее будьте готовы прерваться в любой момент. Природа раздражения кроется в том, что нас отвлекают от того, что мы делаем и хотим доделать. Что б не раздражаться на ребенка/себя/хозяйство держите в голове основной принцип - я занимаюсь ребенком, а не уборкой. А уж от этого дела ваш ребенок вас отвлечь никак не может =)
Так же как и при готовке показывайте и рассказывайте ребенку, что вы делаете. Показывайте так, что бы ему было видно и понятно. Вытерли пыль – дайте ему тряпочку пусть увидит и потрогает на ней полоску мокрой пыли со шкафа.
Удобно иметь под рукой тряпочки, салфетки, щётки которые не используются с токсичной химией (рабочие это инструменты или вы заведёте специально для ребенка дубликат – не важно, но я за первый вариант, уж очень уважаю Вильяма нашего Оккама =)). Можно давать их ребенку во время того, как вы занимаетесь аналогичной работой. Пока для ознакомления, а позже он и сам будет что-то ими делать вместе с вами, подражать вам, а ещё позже – помогать.
Ребенок воспринимает удивительным то, чему вы выказали удивление. А интересным то, чем очевидно заинтересовались вы. Именно вы учите ребенка что смешно, а что страшно, что любопытно, что странно, а что занимательно. Вы, своим отношением. Используйте это, когда показываете ребенку что-то из ваших рутинных домашних дел. Посмотрите на выжимание тряпки в ведро со стороны 3-х месячного малыша – это вам всё понятно и за столько лет уже надоело. А ему удивительно – он ещё ничего не знает, вообще ничего. Но что б он удивился вы должны направить его взгляд и эмоции в нужном направлении. Без вас он не научится обращать внимание на то, как много в мире всего интересного. А это очень важное умение на всю жизнь, особенно на время такого шаткого и опасного подросткового возраста – дети «попадают в дурные компании» в основном от скуки, от не умения занять себя чем-то более интересным, чем отираться по подъездам. А скука – результат не развитой любознательности.
Но мы отвлеклись, вернёмся к уборке с малышом. «Смотри, что мы сейчас будем делать – вот у мамы мокрая тряпка, я её закручу раз-раз-раз и из неё потечёт водичка, прямо в ведро» и делайте это так, что б ему было видно. «Куда водичка потекла?» - задавайте вопросы и ставьте паузы. Он не поймёт пока смысла, но уловит напряжение момента, ваше ожидание его реакции, будет вовлечен в процесс взаимодействия с вами. Правильной интонацией, словами и поведением можно и 2-х годовалого ребенка замотивировать с интересом смотреть, как мама банально мешает горячую кашу в тарелке. Да и десятилетку можно без труда увлечь этой ерундой, приложив каплю фантазии =)
Кстати, многие мамы жалуются на недостаток фантазии – «я не знаю чем с ним заняться». И большинство из них при этом наговаривают на себя, имеют ложную установку на свою якобы приземленность, безнадёжную и незыблемую как Кремль. Может сейчас с ходу ей и не приходит в голову гениальная идея, но это не константа, это переменная. И её можно переменить =) Фантазия, как и всё остальное – «орган» тренируемый. Немного усердия, небольшой толчок извне (методика, книжка, примеры), верная внутренняя мотивация и дело пойдёт, и фантазия разовьется. Конечно не каждому дано стать гением в искусстве или инженерии, но развить фантазию достаточно что б без труда находить занятия для себя и малыша под силу каждой из нас. Надо только в себя верить и любить себя.
Дальше будет о ползающих детях и о человечках прямоходячих, некоторые особенности. Но основное направление мысли вы наверняка уже уловили.
P.S. Не претендую на единственно верность своих идей и оставляю за собой право ни с кем не спорить =))
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →