Наконец-то послед долгих, мучительных и весьма продолжительных работ удалось организовать пространство в детской комнате так, что поддерживать порядок стало легко и просто.
У меня двое мальчиков, почти 5 и почти 8 лет. Они живут в комнате 15 м2, основным недостатком которой является наличие мебели, принадлежащей хозяевам комнаты, в связи с чем самую радикальную меру оптимизации пространства - закупку негромоздкой мебели - реализовать никак нельзя. В комнате 2 кровати, шкаф для одежды, 2 книжных шкафа, навесной стеллаж, стол-книжка и журнальный столик.
Проблемы у нас были такие:
1) один ребёнок - школьник. ему нужно удобное рабочее место, полка для хранения школьных принадлежностей. Второй ребёнок - дошкольник-экспериметатор. Ему тоже нужно удобное место для творческой реализации. Стол - один. Итог - постоянный конфликт интересов из серии "младший пролил старшему на тетрадь какую-то очередную гадость".
2) игрушки. Особенно доставляли хлопот несколько железных дорог, большое количество кубиков из которых строятся тоннели для поездов, паззлы, легоподобные конструкторы и куча малогабаритных игрушек (из киндерсюрприза и иже с ними)
3) явный переизбыток игрушек, из которых дети уже выросли по возрасту, но не хотят расставаться.
Решали мы проблемы постепенно.
Вот какие меры принимались.
1) купили недорогой домик-палатку типа такого:
И установили правило: ВСЕ мягкие игрушки находятся в этом домике. Получилось что-то типа сухого бассейна, только не с шариками, а с игрушками. В перспективе от игрушек мы избавимся, но сейчас этот вид нарушителей порядка хотя бы локализован. И убирать их просто - не рассаживать/расставлять, а закидать в домик. 1-2 игрушки большие остаются у детей в кроватях, остальные дисциплинированно находятся на месте.
2) купили 3 складных пластиковых ящика типа таких:
И установили правило: игрушки помещаются только в этих ящиках. "Лишние" игрушки были отсортированы и убраны в шкаф, со временем - розданы.
3) Книги тоже были рассортированы. Картонные книжки торжественно отданы соседскому малышу. Книги "на постарше" убраны на верхние стеллажи полки. За счёт этого освободилось 2 полки на навесном стеллаже, которые были отданы под школьные принадлежности старшего.
4) Стол, единственный и неповторимый. Я купила рулон дешёвых клеёнчатых скатертей (вышло по 15 р/скатерть). Когда столом пользуется младший, стол застилается скатертью. Когда стол нужен старшему для уроков - скатерть снимается. Одна скатерть выдерживает примерно неделю.
5) Для мелких игрушек из киндер-сюрприза, для легоподобных конструкторов и для паззлов я пожертвовала три крепкие красивые коробки от обуви. Всё это прекрасно поместилось в журнальном столике.
Ещё одна проблема - это то, что детям трудно самостоятельно поддерживать порядок в одёжном шкафу. Самая большая сложность в поддержании порядка среди носков и колготок. Основная проблема в том, что берут одну пару - как правило, роняют целую кучу. В итоге я изъяла эти предметы гардероба из шкафа и разместила в подвесной секции, вот в такой:
Теперь и в шкафу порядок, и носки-колготки брать удобно.
Теперь наводить порядок не надо - его надо только поддерживать. Делать это просто, т.к. для всех вещей назначено место.