?

Log in

No account? Create an account

flylady_ru


Реактивные хозяйки

От хаоса к порядку. Невыносимая лёгкость - быт и я.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Дети и деньги
inno4ka78 wrote in flylady_ru
На прошлой неделе у нас имел место такой случай: сын (5, 5 лет) выклянчивал у меня очередную игрушку. Я объяснила ему, что на это расходы не запланированы, нам надо заплатить за квартиру, купить продукты и т.п.

Вчера вечером подходит ко мне и говорит: "Мама, я должен признаться тебе. Я взял у тебя деньги (из моей коробочки на месяц). Очень хотелось купить новую игрушку" И с виноватым видом протягивает 3000 руб. Я не стала его сильно ругать и наказывать, но провела с ним очень серьезный разговор на денежную тему и на тему воровства. И предупредила, что если такое повторится - накажу очень серьезно.

Вот и думаю: может быть как-то пора понемногу выделять какие-то суммы сыну, пусть начинает чувствовать, что такое деньги? Пусть учится копить на игрушки?
Еще размышляю: как давать и сколько давать. Может быть есть смысл платить небольшую "зарплату" за какие-то хозяйственные дела по дому? Но боюсь, что потом дитятко без оплаты вообще ничего делать не будет...

Кстати, на днях вызвался пропылесосить (хотя почему-то до этого очень боялся пылесоса и когда я пылесосила - убегал в другую комнату). Конечно, я его хвалила за то, что он себя преодолел. Сын пропылесосил ВСЮ (!) квартиру. Но потом намекнул, что работу надо бы финансово поощрить, он же должен зарабатывать! Я растерялась.... Выдала 50 рублей. Но червячок сомнения гложет. правильно ли я сделала...

Интересно Ваше мнение. С какого возраста стоит давать ребёнку деньги на карманные расходы? Как приучать аккуратно и бережно обращаться с деньгами? Как объяснять, что они "с неба не падают", если платить за помощь по дому считаю неверным?


Я своей дочери с лет 5 выдавала раз в неделю 100 рублей (это было 10 лет назад, даже чуть больше). Мотивировала это тем, что сама она пока не может зарабатывать, но и денежку свою уже иметь как бы следует - чтобы чувствовать, что это такое - деньги в руках, хоть и небольшие. Она могла их тратить по своему усмотрению - на вкусняшки в ларьке или копить на наклейки или еще какую шнягу. Дорогие игрушки мы покупали так: она копит 25-30% от общей стоимости - я доплачиваю остальное. На самом деле все было конечно не так прям жестко: не накопишь - не куплю, но большую часть именно ее личных хотелок мы покупали именно так. Со временем сумма медленно, но верно увеличивалась. Когда она пошла в школу, я ей давала 50 рублей в день. За работу по дому не платила никогда - что-то в этом есть неправильное...

Поддержу полностью!
А про работу по дому объясните так: это те дела, которые должны делать все живущие в доме. Ты потом вырастешь, будешь жить один, и платить за то, что ты будешь делать для себя, уже никто не будет. Так что привыкай и учись сейчас, что бы они в двадцать не мучиться с домашними делами, а быстро и просто их разбирать.

возможно речь должна идти не о зарплате,а о премии)) то есть не оплата за действие,а поощрение за помощь. у нас в детстве было так - мы собирали баллы за добрые дела и оценки, а в конце недели мама поощряла в зависимости от накопленных баллов. ощущения зарплаты не было,но стимул был огромный

Edited at 2015-10-04 07:35 am (UTC)

А как найти золотую середину? Чтобы не получилось, что добрые дела делаем только для того, чтобы еще одну галочку заработать?

Здравствуйте,
мои дети помладше(старшей только будет 4 и она еще не считает деньги на достаточном уровне, чтобы ей давать регулярную сумму)
из того, что я прочитала в книгах и из личного опыта могу сказать вот что. Иметь карманные деньги это может быть такая же потребность, как есть, учиться, двигаться. Поэтому вы вполне можете давать регулярную небольшую сумму "с неба" то есть не за что-то, а просто в неделю. Очень важно, чтобы у ребенка либо не было столько личных денег, чтобы он мог купить что-то вредное с вашей точки зрения, либо вы все равно это как-то регулируете. То есть скажем если вы ограничиваете в доме сладкое, а сын теперь его будет покупать каждый день... или вы против некоторых игр, а сын их купит. и так далее
давать деньги за работу в своем доме и за учебу не следует, можно в дополнение к регулярной недельной сумме давать ему возможность заработать либо помогая в вашей работе, либо уборкой у друзей/соседей. При этом дома у него должны быть свои обязанности и только после их выполнения он может браться за что-то еще. Также подарки от родственников можно организовать в денежном эквиваленте вместо покупок. Но тут возникает проблема, что у ребенка может быть большая сумма за раз. И об этом стоит подумать

А какие книги на эту тему Вы читали? Порекомендовать что-то можете стОящее?

Я даю сыну каждую субботу деньги на карманные расходы - 20 шекелей (около 5 доларов).
Если он хочет новую игру то покупает из своих денег. За домашнюю работу не плачу.
Деньги выдаются конечно только если всю неделю себя хорошо вёл дома, в школе, слушался и уважал старших.
За провинности лёгкие получает предупреждение, за более сильные штрафуется из его же карманных денег.


Всё это началось с того что покупали ему слишком много и у мальчика небыло понятия вообще что такое деньги. Теперь он думает перед тем как потратить.


Ему сегодня 7.5 а начали мы года два назад


Я лет с семи давала очень небольшую сумму, но регулярно раз в неделю без всяких условий.

Началось это с очень забавного случая.Он все приставал ко мне,чтобы я сыграла в Лото(насмотрелся реклам, что можно миллионы выиграть). Я отказывалась. Однажды мы шли по улице, и он нашел 20 шекелей. Я говорю - ну вот, теперь можешь сыграть в лото хоть 10 раз. А он подумал и говорит:" Не-е-ет. Я ведь могу и проиграть." С тех пор и стал каждую неделю получать на карманные расходы. С этой найденной двадцаткой было связано еще одно"педагогическое" действие. Он радовался , что у него теперь получились свои собственные деньги. А я задумчиво говорю:"Эх! Если бы я могла всю свою зарплату считать своими деньгами!Нет нужно для всех что-то покупать." Так он потом купил на часть этих денег большой кекс и принес домой для всех. Ну мы все - папа,мама,сестра и брат - пили чай и ему спасибо говорили.

З.Ы. А коробочку с деньгами все-таки спрячьте подальше. Во избежание соблазна.

Edited at 2015-10-04 08:23 am (UTC)

С кексом - круто! А насчет "спрятать коробочку"... Вот даже и не знаю, нужно ли. Я веду учет финансов, так что всегда точно знаю сколько денег в этой коробочке. От всех соблазнов в жизни не спрячешься, может, наоборот, стоит учить жить с ними рядом?

А вам кто будет платить за домашнюю работу? Если это семья, то вряд ли в ней могут быть денежные отношения... но это мое мнение.

Сыну 7 лет. Есть фиксированная сумма, которая выделяется раз в неделю. В нее входят деньги на аттракционы, мороженное и др. уличную еду, мелкие игрушки. Просто один раз посчитали, сколько в среднем тратится на "хочу-хочу" в неделю и эту сумму перевели в его владение.
То, что я считаю вредным, не покупается в принципе. Но то, что я считаю необязательным, он может купить из своих денег.
Доплачиваю за дополнительные занятия английским на duolingvo - там пройденные темы отмечаются золотыми медалями. Вот по числу этих медалей выдаю еще монетки по 10р.

Начать надо однозначно с того, что объяснять ребенку,на что идут деньги ежедневно. И откуда они берутся. Товарно-денежные отношения в семье как бы не с пустого места начинаются. Видимо, эта сторона проходила мимо него несколько лет.
Моему 9 лет, он получает от нас стипендию. Подчеркнуто просто так, всю работу мы все делаем без принуждения и поощрения. И он тоже это поддерживает словами типа "я же люблю наш дом..." идея именно в том,чтобы он сам ими распоряжался. При этом все возможные вкусняшки покупаю я, чтобы не было потребности ныкать сухари и есть их на перемене в школе, как делают многие одноклассники. Учеба тоже деньгами поощряться не должна, это однозначно. На эту тему написанны тонны. Особенно если "клянчить и намекать на оплату" уже в таком нежном возрасте проявилось, сочувствую.
Отдельную стипендию назначил сыну папа, за повышение спортивных результатов.условия заранее оговорены. Ну то есть если было,скажем, 10 стабильных подтягиваний, а стало 12. Сдает сам,папе,когда готов.
Также отдельно оплачивают бабушки тяжелые работы в садах. Большие, масштабные, вне обычных. Например, выкопать N ям и сгрести туда все яблоки. Ну то есть не за пылесос, а за действительно серьезную работу, и только по желанию.


П.с. я пока не спрашиваю,какое отношение к тебе сообщества имеет пост. Но если  подобные вопросы будут от других комментаторов, присоединюсь.



Edited at 2015-10-04 08:58 am (UTC)

Вы пока не написали, я была уверена, что читаю сообщество Малыши :-)))

(Deleted comment)
Мне кажется, не нужно смешивать карманные деньги с зарплатой. Ребенок не должен их зарабатывать. Но должен понимать, что вы их зарабатываете. Мне кажется, оптимальный вариант — давать деньги регулярно, например, одну и ту же сумму в день зарплаты, чтобы было понимание, что деньги взяты не из тумбочки (коробочки), где их неограниченное количество.

С суммой вам самой нужно определиться, исходя из вашего дохода. Мне кажется, оптимально для малыша — это когда хватает на мороженое и мелочи, а на что-то более крупное типа игрушек нужно копить — то есть учиться ограничивать себя. В этом и есть практическое назначение карманных денег — научить распоряжаться деньгами.

По поводу оплаты домашней работы и хорошей учебы — тоже не думаю, что это хорошая идея. Если платить за учебу, то самоценность обучения для ребенка пропадет, а ведь он учится для себя, для своего будущего, а не для мамы, которая ему платит. С домашними обязанностями то же самое. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые он выполняет для всех и для себя бесплатно. Если ребенок считает, что ему должны платить за уборку в своей комнате, то, наверное, будет справедливо, если ребенок тоже будет платить родителям из "заработанных" карманных денег за готовку и прочие бытовые подвиги? Попробуйте с этой позиции поговорить с сыном.

Давать деньги на карманные расходы вполне можно и даже нужно. Но ни в коем случае не оплачивая помощь по дому. Мой младшенький (7 лет) недавно намекнул, что неплохо бы оплачивать его помощь (загрузка-разгрузка посудомойки), на что я спокойно согласилась, но добавила, что тогда я хочу, чтобы он оплачивал мне приготовление пищи, уборку и стирку. Он тут же согласился, что его идея была не так уж и хороша.

Детям деньги даем, где-то с 1 класса старшему и лет с 5 - младшей.
Сейчас 700 старшему и 500 мелкой (в месяц).
Деньги в руки не выдаются, отписываются для них в финансовой программе. Если детям что-то нужно, смотрят, сколько у них накопилось, и покупают.

Это только их деньги, могут тратить на что угодно (в рамках закона и не живое), кроме сладостей - сладости на всю семью из семейных денег покупаются.

За домашнюю работу и учебу никаких денег не дается и не будет - учеба нужна самим детям, домашняя работа - они тоже в этом доме живут и должны вкладывать свою долю в обеспечение этой жизни, для уюта близких и своего.

А что за программа и как они смотрят?


Имхо.
Давать деньги на карманные расходы нужно.
Если детёныш ещё никуда самостоятельно не ходит - то это может быть какая-то небольшая фиксированная сумма в неделю, которую он потратит на что захочет. Важно - даже на всякую ерунду и на то, что родители не считают нужным покупать. Вообще на что угодно, на что хватит (особенно если подсказать идею накопить) и что он может законно купить сам в силу возраста.

Как только есть какая-то внешняя активность (садик, школа) - сумму нужно увеличить. Во первых, у других деток тоже есть какие-то деньги, и чтоб не получилось так, что на экскурсии все купили мороженое, а ваш не может - у него нет денег. Во вторых - чтоб в случае чего мог купить себе поесть-попить и мог добраться домой самостоятельно. Даже если не понадобится - не бояться это тоже хорошее дело.

Заодно можно приучать достойному обращению с деньгами: красивый кошелёк, коробочка дома, копилка, учёт, планирование.

А с домашней работой интересно.
Она разная.
Есть то, что обязанность ребёнка - как одного из живущих в этом доме. За это платить не надо.
Есть личные просьбы других близких - как близких - и ребёнок тоже может о чём-то попросить - и за это платить не надо.
А есть разовые отдельные просьбы - или более объёмные, чем просто помочь близкому, или когда этот близкий не болен/вляпался а хочет скажем освободиться пораньше и на свидание пойти. За них можно и платить - но об этом договариваются на берегу. Пожалуй, самый удобный критерий - это такие просьбы, выполнять которые ребёнок может отказаться, и ему за это не будет ничего, включая угрызения совести.

Где-то рядом с этим тема нехороших людей. Начиная платить ребёнку за что-то - нужно его научить и тому, что не всё можно и осмысленно делать, даже если за это заплатят. Что он может сказать "нет", отказавшись от денег, но и от неприемлемого предложения тоже. И это не только о педофилах, но и о дурных шутках старших ребят тоже.

Мне в детстве за выполнение задач, которые не входят в мои обязанности, полагался "приз". Неясно какой, папа на свое усмотрение покупал какую-то вкусняшку. Просто вспомнилось)

Всем мамочкам рекомендую книгу Елены Красавиной "Дети и деньги", её упоминала у себя в жж.

Я как раз эту книгу купила )). Спасибо за рекомендацию, прочитаю обязательно!

За домашнюю работу, если очень хочется, можно назначить зарплату. То есть не за разовую уборку, а за ежедневную без филонства. Но грань тонкая слишком.
Почитайте вместе "Мани или азбука денег", как раз то, что нужно.


Спасибо. Как считаешь, не рановато в 5 лет?

Примерно с 6 лет карманные деньги давала раз в неделю. Сумма была примерно поесть мороженое раз в день или чуть больше. И за учёбу, кстати платила позже дополнительно. Но только за пятёрки - премия, а за двойки штраф. Круг домашних обязанностей у них был установлен, не очень, впрочем, большой. Содержать себя и комнату более-менее в порядке и мытьё посуды. А за какую-то существенную помощь по дому, например помочь мне сделать генеральную уборку, разобрать балкон и т.п. - тоже была премия.
Учатся, они, конечно, для себя, но понимание этого приходит не слишком рано. А мороженого хочется прямо сейчас. Так что стоит немного потрудиться чтобы доучить с четвёрки до пятёрки или выползти с двойки.