Марина (ex_yagaya_b) wrote in flylady_ru,
Марина
ex_yagaya_b
flylady_ru

Category:

О применимости флайледи к подготовке к школе

Имеем:
- ребенок 5 лет, серьезные логопедические проблемы, говорит только последний год сносно. В марте переехали с ней в Москву, весной-летом она была в свободном полете, без особого режима (только в июне был садик), без особых занятий – мультики, игрушки на компе и самостоятельные игры с обычными игрушками.
- мама, перфекционистка и, в отношении занятий с деткой, лентяйка страшная. Если что-то возводим в ранг обязательного (походы к логопеду, например), то это делается. А если «надо бы поделать» - то бесконечно откладывается, пока не будет идеального настроения, свободного времени и пр.

Приближался новый учебный год, у детки новый логопедический садик с серьезной нагрузкой. А мама как раз флайледи начиталась и решила применить знания на практике :)

Ввести рутины. Делать все пошагово. Не сделать, а поделать, но регулярно.


Детка моя к началу учебного года:
- умела высидеть длительное занятие (до часа) без перерыва, при условии смены деятельности и отсутствии монотонности;
- умела слушать и адекватно воспринимать речь и требования учителя;
- научилась воспринимать меня в роли учителя;
- неграмотно и с ошибками, но научилась говорить на русском языке - стал возможен диалог в процессе занятий;
- овладела основными навыками прикладной деятельности - рисовать, клеить, вырезать, лепить и тому подобное;
- знала все буквы, читала по буквам, считала до 15 и вычитала-складывала в пределах 5;
- была приучена к самостоятельным играм (не занятиям);
- был просмотрен огромный пласт русских мультиков и проиграна масса компьютерных игр, в основном "обучалок";
- приобрела достаточную мотивацию заниматься, а не только играть.

Но:
- были не читаны книги - читали мало, запоминалось еще меньше;
- _полное_ отсутствие самостоятельности в занятиях (не играх) - только с участием взрослого, иначе - не умею, не получится, не смогу, давай вместе;
- лепка, аппликация и прочее в ассортименте в самостоятельном исполнении оставались на примитивном уровне, креативность практически отсутствовала;
- неразвитость внимания, памяти, мышления, саморегуляции своей деятельности, воли, усидчивости над неинтересными занятиями - все эти характеристика находились на уровне обычного 4-5 летнего ребенка, были минимально развиты;
- малый объем энциклопедических знаний - кто-куда-зачем-почему?;
- серьезные речевые проблемы.

Пошагово и ооочень постепенно делали следующее:
1. Август.
С середины-конца августа ввели ежевечерние чтения сказок с деткой. Месяц-полтора только читали, без обсуждения и пересказов. Такие чтения детка любит, а вот мама – совсем наоборот, вслух читать терпеть не могу. Заставляла себя не отлынивать, а читать.

2. Сентябрь, начался садик
С 1 сентября стали детку приучать к режиму. Постепенно с уговорами и объяснениями. Вводили потихоньку ритуалы. Утром ритуал: встать в 7.30 - на горшок - чистить зубы - одеваться - в сад. Вечером ритуал: в 22.00 – последний мультик - прибрать комнату, если бардак - чистить зубы - на горшок - пижама - в постель - мама читает одну сказку - Настя засыпает сама к 23.00.
К середине сентября она уже приучилась к режиму полностью.
С 1 сентября же в саду им вводили постепенно занятия обычные (лепка-рисование и пр.) + детей 2 недели обследовал логопед.
С 15 сентября в саду начались логопедические занятия. Две недели мы к ним привыкали, по вечерам 4 раза в неделю делали домашку по 40 минут. Очень постепенно стали увеличивать число других занятий дома совместно с мамой по вечерам – лепка, рисование и тому подобное, что детка просила.

3. Октябрь
На начало месяца мы имели:
Приученного к ежевечерней уборке, режиму и садиковым нагрузкам ребенка. Ежевечернюю сказку (начали пытаться сказки пересказывать по контрольным вопросам). Привычку делать домашку 4 раза в неделю (время выполнения постепенно сокращалось, сейчас домашка 2 раза в неделю по 15 минут – детка дозрела). Определенный (расширяющийся) ассортимент домашних занятий помимо домашки из сада.
К середине октября количество пересказов перешло в качество и деть стал отвечать на вопросы по сказке и более-менее формулировать свои мысли.
Мама постепенно собирала и закупала хлам для творчества и учебных занятий.
Первые три недели октября я развлекалась сбором всевозможных тестов, упражнений для подготовки к школе, методик работы с дошколятами и т.д. и т.п. И ненавязчиво тестировала детку по всем тестам, чтобы выяснить, где у нас белые пятна в развитии, и к чему конкретно ребенок имеет интерес.
Детка моя вдруг очнулась и осознала, что заниматься с мамой, оказывается, интересно :) Поэтому мультики и игрушки стали быстро сокращаться и деть стал ходить за мной хвостом и выпрашивать «хлеба и зрелищ» - в смысле, позаниматься.

К концу октября, мы определились:
- что детка не знает (ой-ой, как много :((…)
- что я от нее хочу получить в перспективе к 7 годам, когда надо будет идти в школу, и что для этого надо делать
- что у нас со свободным временем после сада и в выходные
- чем детка хочет заниматься и в каком объеме и при какой моей помощи эти занятия для нее доступны
Из того, что хочется – сделали список занятий. Каждый вечер с начала октября я предлагала что-нибудь по очереди и писала в блокнотик список сделанного – чтобы потом проанализировать – что нравится больше и насколько у нее хватает энтузиазма. В обязательном порядке делалась только домашка и читалась сказка. Все остальное только под ее нытье «мама, давай позанимаемся».

Итого за день к концу октября:
3 прогулки - перед садом, перед обедом и после полдника до 18.00, пока домой не дойдем
дневной сон и ночной сон 8,5 часов (маловато, но раньше ребенка в постель не загнать)
1-2 тематических занятия в саду по 20-30 мин. + физкультура
40 минут фронтальное занятие с логопедом
10 минут индивидуальное занятие с логопедом
6-7 занятий дома на полтора часа общей сложностью.
1 час обычных игр с игрушками
1 час мультиков и компьютерных игр
15 минут уборки в комнате
15 минут чтения и пересказа текста
Остальное время - полчаса вечером: на ужин и ничегонеделание.
«Занятие» - от 5 до 15-20 минут, в зависимости от желания ребенка.

Со второй половины октября мне надоело писать список занятий ежедневно от руки, я набила график занятий в табличку, примерно разбросала занятия по дням по сложности и видам, потом разодрала список по дням недели, распечатала, разрезала и вклеила в блокнот со свободным местом после каждого листочка для записи дополнительных занятий, которые будут по желанию детки.

4. Ноябрь
1. Детка привыкла к занятиям; первоначальная истерия «мама, давай заниматься», которая начиналась, не успевал ребенок из сада прийти, - пропала, уступив место спокойной привычке каждый вечер что-то делать по настроению. А мамины списки помогают не топтаться на одном месте, а охватывать все желаемое и необходимое.
2. Мама тоже привыкла к занятиям и научилась четко ловить моменты, когда надо детку заставить отдохнуть, пока капризность не повысилась от усталости, когда и какие занятия можно переводить в самостоятельный полет
3. Мы собрали огромную кучу методичек, рабочих тетрадей и прочего для занятий и все это активно используем
4. Видов занятий _очень_ много и детке они не успевают надоесть
5. Получилось постепенно перевести некоторые занятия в ранг ежевечерних, причем переход произошел постепенно и без сопротивления.

График занятий достаточно гибкий. Каждый понедельник я просматриваю блокнот на предмет того, что мы делали за неделю. Если какое-то занятие (н-р, чтение ребенком) дописывалось ежедневно сверх графика – то добавляю его в фиксированный график ежевечерних дел. Если что-то не делалось две недели подряд, то переношу это занятие на более свободный день недели, чтобы детке было легче им заняться. Если за неделю купила принципиально новую рабочую тетрадь или мы додумались/дозрели до нового занятия, то его тоже включаю в график. И т.д. Ну и, само собой, если деть сегодня рисовать не хочет – его никто не заставляет – рисуй завтра. По большому счету, деть может вечером вообще ничего не делать, если нет обязательной домашки, а смотреть мультики. Проблема в том, что компьютер ее сейчас привлекает далеко не так сильно, как мама с «занятиями». :)) Так что моя основная задача – не заниматься загнать, а от себя отогнать корректно, чтобы деть не переутомился, но и не обиделся.
Новый откорректированный график каждый понедельник распечатываю заново и клею в блокнотик.

Все занятия вводились постепенно, не было гонки, что что-то надо непременно сделать, тщательно искоренялся перфекционизм и мой и дочкин. Помимо «рутин» - почистить зубы, убрать комнату – у детки рутины – ежедневное чтение, пересказ и тому подобное. И все это воспринимается естественно и, фактически, по требованию ребенка. Тем более, что я 80% занятий обыгрываю как сказку или игру – детка еще в возрасте, когда надо играть, а не учиться.
Ребенок «умнеет» на глазах :) Ну, это известный факт – если начинать с деткой заниматься, то она быстро набирает обороты, а мы тщательно следим за тем, чтобы занятия были по возрасту, преимущественно из тех, которые можно сделать с маминой небольшой помощью – в результате ее развитие идет быстро и все больше и больше занятий проходят самостоятельно (с маминым одобрением).
Спад интереса к занятиям уже был – я откатывала объемы занятий назад, потом снова возвращала по просьбе детки. Так что и к такому исходу мы готовы.
Мама дрессируется все лучше и лучше :) Мне жутко лень с ней все это делать, не испытываю никакого удовольствия от лепки горшочков и раскрашивания картинок, но постепенное втягивание в процесс и со мной сыграло ту же шутку – я привыкла с деткой заниматься.
Хитрю :)) Чтобы все успеть и поменьше напрягаться, продумываю ммм… интегрированные занятия. С утра мы вырезаем зайчиков из картинок (работа с ножницами), потом делаем пароходик из бумаги (оригами), потом приклеиваем зайчиков с пароходиком и кучей мелких деталей на лист картона (аппликация), потом складываем из магнитной азбуки на холодильнике и читаем все производные от слова «заяц» (чтение ребенком), потом тренируем «один заяц-много зайцев – нет маленького бедненького зайчонка у мамы-зайчихи» и тому подобную муть в рамках «развития речи», потом прыгаем как зайчик на одной ножке во время «физкультуры», которую только-только стали вводить в график, потом пишем графический диктант, чтобы пароходик перевез зайчиков через извилистую речку, потом читаем и пересказываем вечером сказку «Королевские зайцы»… В общем, к 23 часам меня от зайцев уже тошнит, но под «песню о зайцах» получается переделать кучу занятий и деть не успевает почувствовать, что мы занимаемся – ребенок играет.

Участие мамы не означает, что она делает все за ребенка, то, что он не может сделать в принципе. У ребенка иногда не хватает терпения, иногда внимательности, иногда мелкой моторики, иногда знаний, иногда умений и так далее - поэтому мама нужна часто - помощь, совет, контроль, демонстрация, поощрение, мотивирование. Мой ребенок - это самоиграющая, но не самообучающаяся система. Иногда нужен пример и неусыпное внимание - тогда деть все делает легко и быстро. Иногда - от и до делать вместе с ребенком, чтобы завтра он это сделал сам.

Что у нас, например, сейчас в графике.
Ежедневно: чуть-чуть физкультура (в основном на укрепление плечевого пояса), развитие речи, чтение ребенком, чтение мамой на ночь, пересказ.
Кроме того по пять занятий ежедневно. За неделю они не повторяются, т.е какой-нибудь лепкой мы занимаемся всего раз в неделю (конечно, никто ей не запрещает хоть каждый вечер лепить, но сама я инициирую занятия не чаще).

Общий список:
Азбука (домашка из сада). Аппликация. Артикуляционная гимнастика. Вышивка, плетение (на самом примитивном детском уровне). Гипс, фрески, воск, песок, природные материалы (поделки это, что-то одно за неделю). Конструирование, паззлы. Лепка. Логопедический учебник (домашка из сада). Математика. Мозаика. Настольные игры. Оригами. Пальчиковая гимнастика. Поделки из бумаги. Прописи (дошкольные, постановкой письма мы не занимаемся). Работа с ножницами.
Далее все «развития» - это кодовые названия для групп упражений по рабочим тетрадям. Понятно, что где мышление, там и память развивается и внимание, но у меня разложено по разным папкам – удобнее ориентироваться для себя лично, а дочке все равно из какой папки я что достаю, лишь бы интересно было.
Развитие внимания. Развитие восприятия. Рисунок человека (было «готовность к школе» только что, но выяснилось, что все тесты она проходит не глядя, кроме умения рисовать человека). Развитие креативности. Развитие логики. Развитие мелкой моторики. Развитие мышления. Развитие памяти. Развитие саморегуляции. Развитие умственное. Раскраски. Рассказы по картинкам. Рисование. Скороговорки. Сочинение сказок. Стихи. Трудные звуки. Штриховки и узоры. Энциклопедия.

Если по видам, то примерно деление каждый день идет так:
Обязательный блок: физкультура, развитие речи, чтение ребенком, чтение мамой на ночь, пересказ.
Дополнительный блок: что-то на мелкую моторику, 1 поделка, 2 занятия из серии «развитие …», + одно простенькое занятие типа настольных игр или рассказов по картинкам.

Три полных месяца полет. На последней неделе деть сверх графика еще десяток различных занятий инициировал, но график утяжелять я уже не буду, это предел – на 2 часа вечерних занятий в будни (из сада стали раньше приходить из-за темноты, лишние полчаса пришлось чем-то занимать), и по 6 часов в выходные дни. Если она и может больше, то я уже не могу.
Tags: Дети_и_родственники, Отчёты_участниц_2, Рутины
Subscribe

  • Требуются идеи.

    Проблема: спрятать от самой себя вкусненькое-сладенькое-вредненькое, но так чтобы в одно мгновение можно было достать всё и сразу. Подробно: вот…

  • Мотивирующее видео

    Здравствуйте, Накидайте, пожалуйста, мотивирующее на уборку видео. Типа " помешанные на чистоте", но что нибудь новенькое, чтобы вдохновило на…

  • (no subject)

    На adme сегодня выложили статью с гифками, как складывать вещи по конмари. удобно в одном месте их видеть…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Требуются идеи.

    Проблема: спрятать от самой себя вкусненькое-сладенькое-вредненькое, но так чтобы в одно мгновение можно было достать всё и сразу. Подробно: вот…

  • Мотивирующее видео

    Здравствуйте, Накидайте, пожалуйста, мотивирующее на уборку видео. Типа " помешанные на чистоте", но что нибудь новенькое, чтобы вдохновило на…

  • (no subject)

    На adme сегодня выложили статью с гифками, как складывать вещи по конмари. удобно в одном месте их видеть…